Наверное, вам не раз доводилось слышать, что для съемки портрета идеально подходят объективы с фокусным расстоянием, равным трехкратной стороне кадра. Классическое портретное фокусное расстояние для 35мм пленки находится в диапазоне 80-135мм и около 150-400мм для крупноформатных камер, которые исторически являются первыми в фотографии. Считается, что такое фокусное расстояние дает наиболее привлекательные пропорции лица в формате портрета, но насколько велика разница?
В этом видео фотограф Джей Ф. Морган (Jay P. Morgan) использовал разные фокусные расстояния на одной модели — сохраняя объект съемки в кадре одного объема — и показал какие изменения происходят с пропорциями лица.
В этой серии портретов использованы фокусные расстояния от 200мм (телеобъектив) до 20мм (широкоугольный объектив). О привлекательности фотографий на обоих концах спектра можно спорить. Сразу вспоминается мнемоническое правило о том, что теле-объектив делает из лица «пиццу», а широкоугольник — «лошадь». Возможно поэтому фокусное расстояние для портретной фотографии находится где-то посередине (во всяком случае для 35мм камер).
Это довольно интересный эксперимент, и его легко повторить в домашних условиях, если вы не верите тому, что видите в интернете. Но виной ли тому фокусное расстояние? Обратите внимание, что каждый снимок сделан с сохранением объекта съемки в кадре одного объема. Это означает, что вы двигаете камеру ближе или дальше от объекта с каждым новым фокусным расстоянием.
Такой же результат получил и Джон Корниселло в серии снимков с одним объективом с фокусным расстоянием в 20мм, изменяя расстояние до объекта съемки, а затем кадрируя результат так, чтобы объект занимал одинаковый объем на каждом снимке.
Попробуем разобраться, почему так происходит.
Радикальные изменения вызваны сжатием перспективы. Если вы снимете портрет кого-то издалека, относительное расстояние между носом и ушами будет минимальным, к примеру, 5% расстояния от ушей до объектива, и это значит, что все части лица будут находятся примерно на одинаковом расстоянии от камеры и лицо кажется плоским. Но если вы снимаете кого-то на расстоянии в 5 см, относительное расстояние между ушами и носом становится гораздо больше, скажем, 50% расстояния от ушей до объектива, и нос становится более заметным чем уши, которые кажутся дальше. Лицо начинает выглядеть искаженным.
Другими словами, не фокусное расстояние вызывает искажения — искажения вызывает расстояние до объекта. Фокусное расстояние объектива просто определяет угол зрения и увеличение. Так широкоугольный объектив будет иметь более широкий угол зрения и будет включать в себя большую часть сцены. Но это не будет менять перспективу, если вы не перемещаете камеру.
Вы можете подумать, что лучший портрет будет снят с большего расстояния. Но, наверное, это не совсем так. На большом расстоянии лицо становится таким плоским, что подушкообразная дисторсия становится проблемой. Идеальным будет средняя дистанция, что-то близкое к расстоянию нашего естественного видения.
Конечно ничего из этой статьи не следует рассматривать как правило в фотографии. В зависимости от ваших задач вы можете снимать портреты любыми объективами и с любого расстояния — так, как вам нравится. Но теперь, творчески используя эти знания, вы сможете избегать ненужных искажений или даже использовать их, чтобы искажать изображение портретируемого в лучшую сторону.
Как часто вы слышали, что увеличение при помощи объектива дает не такой результат, как увеличение ногами? И ведь это правда! И теперь вы знаете почему.
С благодарностью к источнику: theslantedlens.com
Взято с сайта fotopult.com